1. Ханука - это единственный праздник, о котором так мало сказано в традиционных еврейских источниках. Одна из основных причин состоит в том, что время, когда произошли события Хануки, попало между Библейским и раввинским периодами. Дело в том, что книги описывающие события Хануки были написаны слишком поздно, чтобы попасть в Библейский канон, (кроме этого в Библейский канон допускались только книги, которые считались написанными с «руах акодеш», а авторы этих книг были лишь историками, а не пророками). С другой стороны, в тот период времени, еврейские книги в форме мидрашей и агадот еще не разрешали записывать. Поэтому оригинальные варианты книг, которые описывали события Хануки, были потеряны для нашего народа в течение большей части нашей истории. В результате, Мишна и Иерусалимский Талмуд вообще почти не упоминает ни историю ни законы Хануки (и лишь мимолетно упоминается само название), а в Вавилонском Талмуде, история Хануки сводится к нескольким предложениям, а законы Хануки разбираются вместе с законами зажигания Субботних свечей (Шабат 21). Кроме вышеупомянутых причин, при составлении Мишны Рабби Йехуда Анаси возможно специально избегал подробного упоминания Хануки, чтобы не вызвать гнев Римлян упоминанием о еврейском бунте (см. Рав Реубен Марголис «Йесод ХаМишна Веарихата», глава 2). Существует и иное объяснение: т.к. Хашмонаи незаконно взяли себе царскую власть, которая должна была принадлежать потомкам Давида, Рабби Йехуда Анаси, который сам был потомком Давида, не стал описывать законы Хануки в Мишне (Таамей Аминхагим, 847 от имени Хатам Софера, см. еще одно объяснения в Хида, Деварим Ахадим, Друш 32). (Про Хануку существует несколько очень поздних "мидрашей", не в стандартных коллекциях, которые были опубликованы немногим более ста лет назад, и скорее всего, были написаны уже в средние века, и они не содержат практически почти никакой аутентичной исторической информации. Есть еще так называемая "Мегилат Антиохус", арамейское описание событий Хануки, о времени написания которой существует спор, но во всяком случае и эта книга содержит исторические ошибки и на нее трудно полагаться, см. например статью Митчелла Фирста в журнале «Хакира», зима ‘14 года «What Motivated Antiochus to Issue his Decrees Against the Jews?»).

 

2. Основными историческими первоисточниками истории Хануки являются две первые книги Маккавеев (считается, что первая была написана на Иврите, а вторая по-гречески, сегодня сохранились только греческие варианты обоих книг). Между ними есть небольшие различия, но во всех главных событиях они сходятся. Обе были написаны довольно скоро после событий Хануки (см. вышеупомянутую статью). К этим греческим вариантам книг "Маккавеев", еврейский народ не имел доступа до недавнего времени, и ни в каких старых традиционных книгах они не цитируются (о самом название «Маккавеев» см. ниже).

 

3. В обеих книгах Маккавеев используется хронология событий согласно годам «Эры Селевклидов» по имени одного из генералов Александра Македонского Селевклида, которому после смерти Александра достался Вавилон и другие восточные провинции. Позже эта система распространилась и на другие части бывшей империи Александра, хотя точное начало отсчета несколько отличалось в разных странах, в некоторых местах считали от 311 года до нашей эры, а в некоторых с 312. Отсчет «Эры Селевклидов» использовалась во многих местах в течении примерно тысячи лет, а кое где и почти до нашего времени. Эта же система отсчета используется в писаниях Йосифа Флавия и многих других книг. Интересно, что и Хазаль часто использовали эту систему отсчета, ее же использовали Гаоним и многие Ришоним (например, очень важное с исторической точки зрения письмо Рава Шрира Гаона, подробно описывающее передачу традиций устного закона во время Хазаль и Гаоним до его собственного времени, использует именно годы «Эры Селевклидов»; интересно, что Йеменские евреи использовали эту систему отсчета до совсем недавнего времени). У нас эти годы называли подсчетом штарот - (деловых бумаг) или «годами греческого царства» (см. Талмуд, Авода Зара 10а). Одна из причин, по которой возможно этот подсчет стал у нас настолько популярным состоит в том, что по некоторым мнениям, Исход из Египта произошел как раз за тысячу лет до этого. Получается, что евреи писавшие годы согласно "греческому царству" могли на самом деле иметь в виду годы от Исхода, а подсчет лет от исхода часто использовался еврейским народам, в особенности в Библейский период (возможно также из всех мнений о том когда именно произошел исход было специально выбрано именно то, по которому дата исхода в точности попадала на тысячу лет раньше "Эры Селевклидов", см. Эрех Милин, "Александр", подробнее о времени Исхода мы напишем в комментариях к Песах).

 

4. Согласно Талмуду, «греческое владычество» над Иудеей длилось в течение 180 лет, начиная примерно с 316 года до нашей эры. Под греческим владычеством подразумевается владычество стран с греческой культурой, унаследованной с времени завоевания Александра Македонского. После его смерти, разные генералы получили различные части его расколовшейся империи, и над Иудеей сначала правил «греческий» Египет, а позже «греческая» Сирия. Вначале Иудеи не воевали против греческой культуры, у многих из мудрецов того времени были греческие имена, Тору перевели на греческий язык (правда позже многие мудрецы видели в этом большое несчастье, вначале еврейский народ не считал это трагедией, и даже наоборот считали греческий язык идеально подходящим для перевода Торы; даже в более поздние времена, Акилас сделал новый перевод Торы на греческий, и мудрецы его похвалили, Йерушалми, Мегила 1:8, по некоторым мнениям, даже в Храме использовали греческий алфавит т.к. к нему более привыкли, чем к еврейскому, см. также Шекалим 3:2,). В период царствования Антиоха Эпифана IV (175-164 до нашей эры), наши отношения с сирийскими «греками» сильно изменились, и был издан указ запрещающий соблюдение заповедей. Существуют разные теории о том, что послужило причиной преследования еврейского народа. Некоторые считают основной причиной самих евреев. Дело в том, что как и в недавнее время, так и тогда существовали евреи, которые хотели ассимилироваться и принять местную культуру. Согласно этому подходу, именно они провоцировали сирийского царя на его декреты против Иудаизма (Рав Алеви в «Дорот Аришоним» и Рав Авигдор Миллер в «Тора Нэйшн» склонялся к этой теории, у нее есть много других пропонентов). Другие считают, что Антиуох подозревал евреев в подготовке к бунту, и вообще им не доверял, и с помощью своих декретов пытался сломить и подавить наш народ (возможно, свою роль также сыграло унижение, которое он испытал в Египте и после этого он излил свою злобу на евреев, см.  вышеупомянутую статью Митчелла Фирста, также там приводятся дополнительное мнение насчет причины преследований). Не исключено что обе причины сыграли свою роль. Как в случае «евсеков», которые преследовали  соблюдающих евреев в Советском Союзе, у сирийского автократического царя без труда нашлось достаточно сообщников среди самих евреев, которые были только рады "модернизировать"  наш "отсталый и примитивный" народ и отделаться от "варварского" обрезания и других заповедей (обрезание было в особенности противно грекам и их подсобникам среди евреев, т.к. греки преклонялись перед человеческим телом и считали обрезание и любую другую его деформацию варварством; вдобавок, спортивные игры проводились голыми, и обрезанные евреи сразу выделялись среди греков).

 

5. Восстание, которое привело к чуду Хануки началось в 145 году «Эры Селевклидов» (т.е. в 167 году до нашей эры), когда престарелый коэн Матитьяху бен Йоханан отказался принести свинью в жертву языческому богу. Через год после начала восстания, Матитьяху умер, но его пятеро сыновей продолжали его дело. Через три года после начала восстания, евреям под предводительством третьего сына Матитьяху – Йехуды Макабея, удалось завоевать Храм, очистить его от идолов и возобновить службу. В этом же году умер Антиох Эпифан. Тем не менее, освободительная война на этом не закончилась, а продолжалась еще более двадцати лет. Только после гибели всех сыновей Матитьяху кроме второго – Шимона, наконец был достигнут мир.

 

6. Сам Шимон был убит по приказу его зятя в 135 году и после него правил его сын Йоханан Хуркенос; по многим мнениям именно его называли Хазаль «Йоханан Коэн Гадоль», который в конце своей жизни перешел на сторону Саддукеев (см. «Дорот Аришоним» и Рав Авигдор Миллер «Тора Нэйшн», но Рав Хаим Дов Рабиновиц считал, что «Йоханан Коэн Гадоль» - это какой-то другой человек, см. «МиНехемиа веад Ата». Хотя Талмуд упоминает, что «Йоханан Коэн Гадоль» служил восемьдесят лет, а Йоханан Хуркенос прослужил примерно 30, уже были предложены разные объяснения этого несоответствия, см. например Артскролл, приложение к Трактату Йома от имени Рава Аарона Хаймана «Толдот Танаим Веамораим»).

 

7. Общая история династии Хашмонаев учит о том, как власть развращает человека. Первые из Хашмонаев отдавали жизнь ради законов Торы, но вскоре их потомки охладели к заповедям, и лишь беспокоились о том, как удержать политическую власть. Сын Йоханана Хуркеноса - Александр Янай преследовал мудрецов Торы, многим из которых пришлось убегать из страны (см. Талмуд Сота 47а). Его собственные дети - Хуркенос и Аристабулус, воевали друг с другом и в результате привели Римского генерала Помпея чтобы "рассудить" их спор (см. Раши к «Шир аширим» 6:12; возможно, именно жестокое поведение династии Хашмонаев послужило еще одной причиной молчания Мишны по отношению к Хануке). В конечном итоге, Идумеянин Ирод - сын Антипатра, слуги Хуркенуса, захватил царскую власть и перебил всех Хашмонаев (см. Талмуд, Бава Батра 3б, см. также Кидушин 70б).

 

8. С историей Хануки иногда ассоциируют также историю некой Йехудит, женщины, которая спасала еврейский народ от осады, напоив вражеского генерала отрезав ему голову. Первоисточник этой истории видимо была книга "Юдиф", которая, как и книги "Маккавеев", у нашего народа не сохранилась. Хотя существовали мнения некоторых поздних мудрецов, что Йехудит была дочкой Матитяху (и так упоминает очень поздний мидраш), ни в каких первоисточниках ничего подобного не упомянуто, и видимо эту историю вспоминают в Хануку по ассоциации, а не из-за того что она произошла в тот же период времени (см. например Бен Иш Хай, Шана Ришона, Ваешев, заметим, что и версии этой истории отличаются друг от друга, некоторые связывают эту историю с декретом, что обрученных девушек насиловал греческий начальник, но согласно Ришоним Йехудит сама попыталась проникнуть к вражескому генералу).

 

9. В конце книги Даниэля, подробно описываются события предшествующие Хануке. В одиннадцатой главе книги описываются войны между "Северным" и "Южным" царями, т.е. между Антиохусами из Сирии и Птолемеями из Египта (см. комментарии Малбима). В последней, двенадцатой главе, описывается период времени, более чем в тысячу "дней", когда в Храме будет стоять идол. Большинство комментаторов принимали этот период как период лет, во время которых храм стоит разрушенным, но Ибн Эзра считает что "дни" нужно принимать буквально. Согласно этому, вполне возможно, что речь идет о днях преследования Антиоха Эпифана и до чуда Хануки. (Это и больше подходит согласно принятой сегодня хронологии, что Персы правили нашим народом примерно двести лет, а не 34 года, как считает Седер Олам, подробнее об этом диспуте мы поговорим в нашем комментарии к Пуриму. Согласно этой хронологии, «семьдесят седьмин» в Даниэле 9:24, заканчиваются чудом Хануки, а не разрушением Храма. Основной аргумент против подобной интерпретации состоит в том, что согласно концу книги Даниэля "возвращение мертвых к жизни" тоже должно было начаться вскоре после этого периода, но возможно, что в потенциале так и было. Если бы мы заслужили, то действительно полное избавление еврейского народа произошло бы еще тогда, но из-за наших грехов, мы не заслужили спасения, см. также Малбим в начале Зехарии).

 

 

10. Из-за недостатка аутентичных источников на иврите, существует немало диспутов по отношению к некоторым «техническим» деталям Хануки, например к правописанию имен, мы приведем лишь статьи (на английском) обсуждающие эти темы:

а) Насчет имени Макаби, из книг «Маккавеев» выглядит, что это имя сначала относилось только к Йехуде, третьему из пяти сыновей Матитьяху. Каждый из его сыновей имел по два имени, возможно второе было своего рода титулом, или именем, которое он использовал при общении с греко-язычными неевреями. Существует диспут о том, как это имя писалось на иврите – через Каф или Куф (см. статью Митчелла Фирста на Сфорим Блоге «The Meaning of the Name “Maccabee”». Значение этого имени сегодня неизвестно, хотя есть немало теорий на этот счет. Позже Маккабеями стали называть всю семью, и поэтому и книги о них называются «Книги Маккавеев».

б) Насчет значения имени Хашмонай, и того к кому оно относилось, тоже есть немало теорий (см. Митчелл Фирст на Сфорим Блоге «The Identity and Meaning of Chashmonai»).

в) В наших молитвах, во вставке про Хануку, Матитьяху бен Йоханан называется «Коэн Гадол» - выражение, которое обычно используется для первосвященника. Некоторые из комментаторов понимали, что сам Матитьяху не служил «первосвященником», и поэтому пытались объяснить, что под словами «Коэн Гадол» имеется в виду его отец Йоханан. На практике и это весьма проблематично, т.к. первосвященники до восстания были из других семей. Поэтому, если слово Гадоль не попало по ошибке, то нужно объяснить, что здесь имеется в виду не первосвященник, а просто «великий коэн».