Многоженство в древнем Израиле

 

Рав Хаим Суницкий

 

Редакция и добавления Рава Гедалии Спинаделя.

 

 

Как известно, по закону Торы, еврей может жениться на нескольких женщинах. В этой статье мы сначала попытаемся разобраться, насколько распространено было многоженство в древнем Израиле, а потом понять при каких обстоятельствах Тора его разрешает.

Наша логика подсказывает, что правильное устройство  семьи подразумевает пару: одного мужчину и одну женщину. Тем не менее, мы не находим в Торе запрета на многоженство, а у двоих из наших праотцев – Авраама и Якова было больше одной жены. Мы не пытаемся "объяснить" Тору в духе современного общества, Творец не нуждается в наших «оправданиях», но стараемся разобраться в этом явлении.

Первый вопрос, который следует задать: является ли идеальным планом Торы семья из мужчины и женщины, или Тора считает вполне нормальным явлением, чтобы мужчина брал много жен? Начнем с того, что Творец создал Адама и дал ему одну подругу жизни[1] – Хаву. Хотя требовалось, как можно скорее заполнить мир, Всевышний не сделал нескольких женщин, чтобы ускорить этот процесс. Первый раз[2] Тора упоминает многоженство в допотопном поколении, которое было совершенно аморальным, поэтому полигамия была тогда совсем не удивительной. А у праведника Ноаха и его детей было по одной жене.

В начале истории еврейского народа мы находим, что Авраам взял вторую жену – Агарь, но только после того как у Сары не было детей, и она сама это предложила. Позже Авраам отослал Агарь и не женился ни на ком, пока не умерла Сара. После ее смерти он взял в жены Кетуру[3] и больше жен не брал. Наш второй праотец Ицхак женился на Ривке и прожил с ней всю жизнь. Яков тоже хотел жениться только на Рахели[4], но из-за обмана Лавана взял и ее сестру Лею. Позже из-за бесплодности Рахели он взял по ее просьбе Бильгу, а потом по просьбе Леи, когда она не могла родить, Зильпу.

Среди детей Якова Тора не упоминает случаев многоженства. В частности, история с Йегудой выглядит так: у него была жена, и после ее смерти Тамар попыталась выйти за него замуж[5]. И у Йосефа упомянута только одна жена[6]. Из истории евреев в Египте трудно сказать, были ли случаи многоженства. Во всяком случае, согласно простому смыслу повествования, у Моше была одна жена – Ципора, а у Аарона – Элишева.

 

Позже, после переселения в Землю Израиля, в течение следующих 900 лет мы встречаем полигамию чрезвычайно редко. В период Судей упоминается, что Боаз женился на Рут, только когда его жена умерла[7]. В начале книги Шмуэля есть рассказ о праведном пророке Элькана, у которого было две жены – бесплодная Хана и многодетная Пнина. Логика подсказывает, что он женился на Пнине, когда Хана не рожала  много лет[8]. Единственное исключение – цари – у них было много жен[9]. Часто цари брали жен из принцесс нееврейских государств, заключая при этом важные политические союзы[10] и надеясь также повлиять на религиозные мировоззрения соседних государств[11].

Если в период Первого Храма многоженство встречалось хоть изредка, то во время Второго Храма почти полностью перестало существовать. Нет ни одного мудреца периода составления Мишны или Талмуда, у которого было больше одной жены[12]. Многие утверждения и законы Талмуда указывают: в это время многоженство не практиковалось, люди женились вторично, только если первая жена умерла[13].

Так, посланник, который привез женщине "гет" (разводное письмо) из другой страны, не может на ней жениться[14] (Йевамот 26а). Но если был женат, когда передавал "гет", а потом его жена умерла, то может[15]. В трактате Моэд Катан (9б) описывается, как мудрецы благословили сына Раби Шимона, чтобы его жена не умерла, и ему не пришлось снова брать жену. Мидраш Танхума (Хаей Сара, 6) объясняет фразу из Коэлет (11:6): «Утром сей свои семена и вечером не сиди, сложа руки» – если у тебя были дети от жены, и она умерла, женись снова в старости.

 

Из всего вышесказанного можно понять: разрешение Торы на многоженство относилось только к редким случаям. Например, для предотвращения еще большей горечи развода, если в семье нет детей. Тогда многие предпочитали положиться на разрешение многоженства. Позже, после херема Рабейну Гершома ашкеназские евреи перестали практиковать полигамию. Срок этого запрета на тысячу лет недавно истек, но фактически, по общему согласию раввинов, он продлен.

Действительно, Творец создал мужа и жену, чтобы они вдвоем составили единство, были «одной плотью», и слились их прежде разделенные, одинокие души.

Важно отметить, что в Танахе нет примеров (и это понятно), чтобы многоженство приносило хоть кому-то радость: женам, мужу или их потомкам! Но всегда мы видим  страдания, проблемы и последствия этого, иногда очень тяжелые и длительные. Например, продолжающееся три тысячи лет противостояние между потомками сына Агари, Ишмаэля, и евреями, потомками Сары. Ссора сыновей Яакова на основе тяжелой ревности их матерей, Рахели и Леи, чуть не дошла до братоубийства и привела к расколу семьи и народа, который не воссоединился до сих пор. Насилие брата над сестрой и восстания сыновей против отца, царя Давида, мучили его и омрачали ему жизнь. И так далее...– Г.С.

 

Сегодня мы живем в обществе падения всех моральных ценностей. Наступило время, когда большинство людей, не стесняясь, ищут себе партнеров, кроме супруга. К великому сожалению, эта распущенность влияет и на религиозных евреев. Случаи супружеских измен происходят все более часто. Жена, которая хоть раз имела отношения с другим мужчиной, становится запрещенной мужу. Но мы не находим конкретного наказания в случае, если муж изменял жене[16]. Это создает неправильное впечатление, что в иудаизме нет концепции измены со стороны мужа[17], и запрет здесь лишь между человеком и Всевышним. На самом деле, муж, который смотрит неприличные картинки и, тем более, ищет себе подружек, рушит не только свой союз с Творцом, но и с женой[18].

Невозможно сравнить многоженство, которое когда-то, в очень редких случаях, практиковалось в нашем народе, с аморальным поведением в современном обществе. Когда жених и невеста стоят под хупой, они вступают в союз супружеской верности и святости. Даже во времена, когда мужчина мог  брать еще одну жену[19] и делал это, он должен был проводить время с той и другой женой, они были на равных правах. Со временем, семья вместе старела. А в современном обществе, телевидение, кино и Интернет предоставляют мужчине возможность бесконечно любоваться молодыми актрисами, и не оставляют супруге никаких шансов на соревнование. При любом сравнении[20], в глазах мужа она проигрывает, и происходит полное разрушение того союза, той любви, которая должна была сохраниться до старости. Единственный способ сохранить традиционно крепкие еврейские семьи – полный контроль над собой и твердое соблюдение законов чистоты глаз.

Да будет угодно Творцу, чтобы все мы выдержали испытание, подобного которому еще не было в нашей истории[21], и заслужили полное избавление вскоре, в наши дни.



[1] Согласно Кабале (это подсказано и в Талмуде, Сота 2а; Санхедрин 22а; Моед Катан 18б) души мужа и жены связаны и заранее приготовлены друг для друга.

[2] Есть мидраши, согласно которым с Каином родилась одна сестра, а с Авелем – две, и они поспорили о том, кому достанется дополнительная жена. Гаон из Вильно (в комментарии к книге Коэлет) объясняет подобные мидраши не буквально, но даже согласно буквальному смыслу нет никакого доказательства, что в планах Всевышнего было, чтобы один из братьев взял двух жен. Вполне возможно, она могла бы выйти замуж за следующих детей Адама.

 

[3] Мудрецы учат, что Кетура – это Агарь.

[4] Есть и более глубокие причины женитьбы Якова на этих двух праведницах. Эсав пошел по плохому пути, и Якову пришлось делать духовные исправления за них обоих, поэтому он должен был жениться на «второй половине» брата.

[5] Есть диспут, стала ли Тамар женой Йегуды, или он после одноразовых отношений на ней не женился (см. комментарии к Берешит, 38:26 и Талмуд, Сота 10б). И наши слова к главе Ваешев для разъяснения деталей истории Тамар и Йегуды.

[6] Об остальных братьях не известно, кто были их жены. Согласно одному мидрашу, они женились на своих сестрах (по отцу, но не по матери).

 

[7] См. Рут Раба 3:6. Интересно, что Таргум (арамейский перевод) книги Рут объясняет, что Боаз предложил ближайшему родственнику покойного мужа Рут взять ее в жены, но тот ответил, что у него уже есть жена, а раз ты неженат, ты и делай мицву (ибум – восстановления «имени» умершего родственника).

[8] И все равно наши мудрецы его критикуют за то, что взял вторую жену (см. Мидраш Шмуэль, 1).

[9] До первых еврейских царей, некоторые из Судей (шофтим) имели по нескольку жен – их статус был подобен статусу царя.

[10] Конечно, после их перехода в иудаизм.

[11] Подобная стратегия продолжала практиковаться в разных странах до последнего времени.

Например, царь Шломо надеялся, что его дети от этих принцесс станут наследниками престола в других странах, и тогда будет прочный мир для Страны Израиля (см. Даат Софрим). Есть и более глубокие причины: он хотел достичь полного исправления мира при своей жизни и для этого взял тысячу жен, главным образом, дочерей царей. Так он пробовал исправить корень каждой нации через одну из жен. Однако, как все "грехи ради Небес", это был опасный путь, который закончился провалом (см. также наши слова к главе Ваехи относительно Шимшона). Более детальное обсуждение ошибки Шломо лежит вне возможностей этого комментария, (см. также Реканати, Дварим, 17:17). Большинство жен Давида тоже нееврейского происхождения, хотя были исключения. Согласно комментарию Даат Софрим, царь Давид все время думал о достойном наследнике престола и продолжал брать новых жен, пока не родился Шломо.

[12] Хотя можно упомянуть, как однажды во время голода коэн раби Тарфон (фиктивно!) женился на 300 женщинах, чтобы они ели труму (приношения коэнам). Также упоминаются жены Бар Капары, которых он брал для исполнения мицвы ибум, см. р. Рувен Марголиот, Алилот.

[13] Мы приводим несколько примеров из писаний р. Рувена Марголиота в Алилот и его комментариях к Сефер Хасидим, 376. См. там дополнительные доказательства.

[14] Из опасения, что принесет подделку, чтобы на ней жениться.

[15] Пока он женат, не опасаемся, что обманет, чтобы взять еще жену.

[16] Тем не менее, см. Арух Ашулхан 154:16, если жена не хочет с ним после этого жить, его заставляют дать развод.

[17] Ведь он мог бы жениться на еще одной женщине, если бы не херем Рабейну Гершома.

[18] См. Малахи, 2:13-14 и Радак к этим стихам.

[19] См. Йевамот 65а – по мнению раби Ами, это можно было сделать только с согласия первой. Хотя есть и другое мнение в Талмуде, но традиционно, даже в странах проживания сфарадим, где практиковалось многоженство, требовалось получить разрешение от жены  (Ритва, Кидушин 7а). Но и в этих исламских странах полигамия евреев встречалась довольно редко и, как правило, в каждом случае на это были веские причины (мицва ибум или бесплодие первой жены).

[20] Даже после развода люди невольно продолжают сравнивать новую супругу с предыдущей, (Псахим 112а – разведенный и разведенная: четыре сознания в постели), что уж можно сказать насчет сравнения после просматривания неприличных фильмов.

[21] См. наши слова к главе Ки Теце. В общем, Хафец Хаим говорил, что именно в конце дней испытания будут наибольшими – влечение к дурному соберет последние силы для войны со святостью (и одно из его средств – СМИ и Интернет).